Образование
Уровень образования - Дошкольное образование.
Язык обучения - русский.
Образовательный процесс осуществляется на основе реализации содержания основной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования, а также дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования.
Срок обучения по образовательным программам от 1 года до 5 лет.
Электронное обучение и дистанционные технологии в образовательном процессе ДОУ не предусмотренны.
Реализуемая основная образовательная программа
ООП МБДОУ д/с "Почемучка" г. Усмани
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Учебный план на 2024-2025 учебный год
Расписание образовательной деятельности на 2024-2025 учебный год
Перспективно-тематическое планирование
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Почемучка» г. Усмани Липецкой области (далее - Программа) спроектирована, составлена в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей).
Программа направлена на создание условий развития ребёнка с 1 года до 8 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
ООП ДО реализуется педагогическими работниками ДОУ во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОУ. Составляет, примерно 80% от общего объема Программы.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Реализация задач осуществляется в процессе различных видах детской деятельности. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Даются пояснения по педагогической диагностике достижений планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Отражены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников реализуется в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия.
Вариативная часть отражает развитие детей в физическом и социально- коммуникативном направлениях. Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Организационный раздел содержит описание психолого-педагогических условий реализации Программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, календарный план воспитания.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст. 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.
Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы
Русский
ДОП
Описание образовательной программы
Русский
В ДОУ дистанционные технологии обучения не используются.
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «У истоков России» содержит систему занятий для детей 3 – 8 лет по трём разделам, взаимосвязанными между собой:
1.Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
2.Животный и растительный мир Липецкого края.
3.Город, район, область.
Программа направлена всестороннее развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое.
Формы работы с детьми:
- познавательные занятия как специально организованная форма обучения;
-беседы;
- развлечения;
-прослушивание русских народных песен;
- чтение художественной литературы;
-разучивание хороводов;
-знакомство с традициями;
-рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
-просмотр видеофильмов, презентаций;
-русские народные, дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- экскурсии;
- природоохранные акции.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Занятия организуются в форме посиделок в «Горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).Для создания мотивации, игровых ситуаций используются куклы: домовенок Кузька, Машенька, Иванушка, кот Васька. Для создания «русской избы» используется ширма, макет русской печи, предметы быта, макет русской избы.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения: 3-4 года.
2 год обучения: 4-5 года.
3 год обучения: 5-6 лет.
4 год обучения: 6-8 лет.
Наполняемость группы 25-30 человек
Режим занятий:
Число занятий в неделю: 1
Число занятий в год: 36
Учебный план
№ п/п |
Наименование курса |
Количество часов |
|||||
1 год обучения |
формы промежуточной аттестации |
3 год обучения |
формы промежуточной аттестации |
4 год обучения |
формы промежуточной аттестации |
||
1 |
Приобщение к истокам русской народной культуры |
22 |
участие детей в досугах, посвященных русскому народному творчеству |
22 |
участие детей в создании Большой книги «Рукотворная сказка» |
22 |
участие детей в создании Большой книги «Ярмарка народных промыслов» |
2 |
Животный и растительный мир Липецкого края. |
5 |
участие детей в развлечениях |
5 |
участие детей в детских выставках |
5 |
участие детей в праздниках, посвященных русскому народному творчеству |
3 |
Город, район, область. |
9 |
участие детей в детских выставках |
9 |
участие детей в КВН |
9 |
участие детей в концертных мероприятиях района |
4 |
Итого: |
36 |
36 |
36 |
Дополнительная общеразвивающая программа «У истоков России» нравственно-патриотической направленности состоит из трёх курсов, знакомящих детей с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры; с современным городом Усмань, как местом жизни и труда взрослых, известных людей, как историческим объектом, памятником архитектуры; с природными условиями, растительным и животным миром родного края. Программа направлена на воспитание социально направленной устойчивой, гармонично развитой личности, осознающей свои корни, историю и культуру. Программа совершенствует содержание работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, максимально удовлетворяет запросы общества по нравственному воспитанию дошкольников, приобщает детей к лучшим национальным традициям, культуре своего народа.
1. Учебный курс «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Срок освоения: 1 год обучения – 22 часа;
3 год обучения – 22 часа;
4 год обучения – 22 часа.
Данный учебный курс знакомит детей с национальным бытом, с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа, с народным искусством, с русскими народными играми.
2. Учебный курс «Животный и растительный мир Липецкого края»
Срок освоения: 1 год обучения – 5 часов;
3 год обучения – 5 часов;
4 год обучения – 5 часов.
Данный учебный курс направлен на формирование у дошкольников представления о Красной Книге Липецкой области, растениях и животных в нее занесенных; на развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности при изучении редких животных и растений родного края; на воспитание любознательности, любви и бережного отношения к природе.
3. Учебный курс «Город, район, область»
Срок освоения: 1 год обучения – 9 часов;
3 год обучения – 9 часов.
4 год обучения – 9 часов.
Данный учебный курс знакомит воспитанников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием региона. Знакомит с родным городом, его достопримечательностями, деятельностью людей, культурным обликом родного города, района, области.
Формами промежуточной аттестации являются участие детей в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду и за его пределами, в создании Больших книг «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка», участие в концертных мероприятиях района.
Описание образовательной программы
Русский
В ДОУ дистанционные технологии обучения не используются.
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская чудес» содержит систему занятий для детей 5 – 8 лет по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду. Программа направлена на развитие эстетического воспитания, творческих способностей детей, знакомству воспитанников с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность в форме Мастерской чудес;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- оформление экспресс-выставок детских работ в детском саду;
- просмотр видеофильмов, презентаций;
- дидактические игры;
- совместный анализ работ.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Возраст детей: Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерская чудес» ориентирована на детей 5-8 лет.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 5-6 лет.
2 год обучения: 6-7 лет.
Наполняемость группы 25-30 человек
Режим занятий:
Число занятий в неделю: 1
Число занятий в год: 36
Учебный план
№ п/п |
Наименование курса |
Количество часов |
|||
1 год обучения |
Форма промежуточной аттестации |
2 год обучения |
Форма промежуточной аттестации |
||
1 |
Лепка |
7 |
Выставка работ |
7 |
Выставка работ |
2 |
Рисование |
7 |
Выставка работ |
23 |
Выставка работ |
3 |
Аппликация |
7 |
Выставка работ |
6 |
Выставка работ |
4 |
Ручной труд |
15 |
Выставка работ |
- |
- |
Итого: |
36 |
36 |
Дополнительная общеразвивающая программам художественно-эстетической направленности «Мастерская чудес» состоит из четырех курсов знакомящих детей с различными видами изобразительного творчества, направлена на развитие художественных способностей, на закрепление технических навыков, умение анализировать и сравнивать, на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1. Курс «Лепка»
Срок освоения: 1 год обучения – 7 часов;
2 год обучения – 7 часов.
Знакомит детей с разными способами лепки, приемами декорирования лепного образа, разнообразием лепного материала (пластилин, глина, тесто).
2. Курс «Рисование»
Срок освоения: 1 год обучения – 7 часов;
2 год обучения – 23 часа.
Направлен на обучение передавать сюжет доступными графическими средствами: гуашевыми и акварельными красками, восковыми мелками, углем, пастелью; на совершенствование техники рисования. Знакомит с разнообразными приемами рисования. Учит различать цветовые контрасты.
3. Курс «Аппликация»
Срок освоения: 1 год обучения – 7 часов;
2 год обучения – 6 часов.
Знакомит с новыми способами создания образов, формирует представления о художественных ремёслах. Учит самостоятельности в выборе детьми разных способов создания выразительного образа.
4. Курс «Ручной труд»
Срок освоения: 1 год обучения – 15 часов.
Направлен на развитие творческого воображения, конструкторского мышления, художественно – эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций. Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.
Формой промежуточной аттестации является участие детей в выставках работ.
Описание образовательной программы
Русский
ДОП "Традиционные русские промыслы"
В ДОУ дистанционные технологии обучения не спользуются.
Аннотация
Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Традиционные русские промыслы» (далее - Программа) имеет художественную направленность, содержит систему занятий для детей 5 – 7 лет по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду.
Программа направлена на развитие эстетического воспитания, творческих способностей детей, знакомству воспитанников с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность в форме Мастерской чудес;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- оформление экспресс-выставок детских работ в детском саду;
- просмотр видеофильмов, презентаций;
- дидактические игры;
- совместный анализ работ.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 3 месяца обучения.
Возраст детей и наполняемость группы:
Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Традиционные русские промыслы» ориентирована на детей 5-7 лет.
Наполняемость группы 25-30 человек.
Режим занятий:
Число занятий в неделю: 1
Общее число занятий: 13
Учебный план
№ п/п |
Наименование курса |
Количество часов |
Форма промежуточной аттестации |
1 |
Русские народные промыслы |
13 |
Выставка работ |
Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программам художественно-эстетической направленности «Традиционные русские промыслы» направлена на закрепление знаний детей о различных видах изобразительного творчества, направлена на развитие художественных способностей, на закрепление технических навыков, умение анализировать и сравнивать, на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1. Занятия по лепке знакомят детей с разными способами лепки, приемами декорирования лепного образа, разнообразием лепного материала (пластилин, глина, тесто).
2. Занятия по рисованию направлены на обучение передавать сюжет доступными графическими средствами: гуашевыми и акварельными красками, восковыми мелками, углем, пастелью; на совершенствование техники рисования. Знакомит с разнообразными приемами рисования. Учит различать цветовые контрасты.
3. Занятия по аппликации знакомят с новыми способами создания образов, формирует представления о художественных ремёслах. Учит самостоятельности в выборе детьми разных способов создания выразительного образа.
Формой промежуточной аттестации является участие детей в выставках работ.
Описание образовательной программы
Русский
В ДОУ дистанционные технологии обучения не используются.
Аннотация
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, на формирование разносторонней творческой личности ребёнка, что способствует повышению общей культуры ребенка и имеет художественно-эстетическую направленность. Танец - незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы.
Образовательный процесс строится на развитии творческого потенциала личности ребёнка и создаёт условия для развития творческих способностей детей с учётом их возможностей и мотивации; направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству. знакомит учащихся с основами танцевального искусства, развивает творческую одаренность учащихся, оказывает помощь ребятам в поиске путей самовыражения средствами хореографии, способствует социализации детей
Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возраст детей и наполняемость группы: 5-7 лет.
Наполняемость группы 25-30 человек.
Режим занятий:
Число занятий в неделю: 1
Общее число занятий в год: 36
Учебный план
Группа |
Продолжительность |
Количество в неделю |
Количество в год |
Старшая группа |
25 мин. |
1 |
36 |
Подготовительная к школе группа |
30 мин. |
1 |
36 |
Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч. Занятия длятся в старшей группе 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
Описание образовательной программы
Рабочие программы педагогов
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы
Рабочая программа воспитятеля второй младшей группы
Рабочая программа воспитателя средней группы
Рабочая программа воспитателя старшей группы
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы
Рабочая программа педагога-психолога
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа инструктора по физкультуре
Рабочая программа воспитателя группы детей с ТНР 5-6 лет
Рабочая программа учителя логопеда группы детей с ТНР 5-6 лет
Рабочая программа педагога-психолога группы детей с ТНР 5-6 лет
Рабочая программа музыкального руководителя группы детей с ТНР 5-6 лет
Рабочая программа инструктора по физкультуре группы детей с ТНР 5-6 лет
Рабочая программа воспитателя группы детей с ТНР 6-7 лет
Рабочая программа учителя логопеда группы детей с ТНР 6-7 лет
Рабочая программа педагога-психолога группы детей с ТНР 6-7 лет
Рабочая программа музыкального руководителя группы детей с ТНР 6-7 лет
Рабочая программа инструктора по физкультуре группы детей с ТНР 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа
Русский
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
В ДОУ дистанционные технологии обучения не используются.
Программа обеспечивает разносторонне развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с «Почемучка» г. Усмани раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в ДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей воспитанников с ТНР, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей.
Программа ДОУ опирается на Адаптированную федеральную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022.
Реализация задач осуществляется в процессе различных видах детской деятельности. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы и подходы к её формированию; значимые для разработки Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития детей раннего и дошкольного возраста; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее — КРР) с детьми дошкольного возраста с ТНР, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и детей-инвалидов.
Отражены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников реализуется в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия.
Вариативная часть отражает развитие детей в художественно-эстатическом и социально- коммуникативном направлениях. Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст. 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.