Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Почемучка» г. Усмани Липецкой области (далее - Программа) спроектирована, составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей).
Программа направлена на создание условий развития ребёнка с 1 года до 8 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами.
Программа ДОУ опирается на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской федерации №1028 от 25 ноября 2022г.
ФОП ДО реализуется педагогическими работниками ДОУ во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОУ. Составляет, примерно 80% от общего объема Программы.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения уровня дошкольного образования, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:
- с требованиями ФГОС дошкольного образования,
- с требованиями Федеральной образовательной программы,
- с нормативными документами, регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.
Реализация задач осуществляется в процессе различных видах детской деятельности. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Даются пояснения по педагогической диагностике достижений планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие.
Отражены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников реализуется в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия, через:
- диалог, опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические беседы с родителями (законными представителями), дни открытых дверей;
- групповые родительские собрания, круглые столы, и другое;
- информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей);
- сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет;
- фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей;
- совместные праздники, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
В ДОУ работает официальный сайт учреждения, социальная сеть ВКонтакте, с помощью которых родители знакомятся с официальными документами ДОУ, а также с событийной жизнью детского сада.
https://ds-pochemuchka-usman.gosuslugi.ru https://vk.com/club216919164
Вариативная часть отражает развитие детей в физическом и социально- коммуникативном направлениях. Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Программы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ №1028 от 25.11.2022г. Министерство просвещения Российской Федерации.
- Парциальные программы:
- «Цветные ладошки» (И. А. Лыкова);
- «Математические ступеньки» (Е.В.Колесникова);
- «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова);
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева).
Организационный раздел содержит описание психолого-педагогических условий реализации Программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, календарный план воспитания.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
К Программе разработаны Приложения.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст. 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.
Дополнительная общеразвивающая программа «У истоков России» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность, содержит систему занятий для детей 3 – 8 лет по трём разделам, взаимосвязанными между собой:
1.Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
2.Животный и растительный мир Липецкого края.
3.Город, район, область.
Программа направлена всестороннее развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое.
Актуальность. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство к Родине… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.
Новизна программы заключается в использовании современных образовательных технологий, опытно-экспериментальной деятельности, которые отражены в принципах обучения; формах и методах обучения; содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям; создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры
Целесообразность программы заключается в развитии у детей нравственно-патриотических чувств, что является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Отличительная особенность.
Особенностью разработанной программы является: направленность на реализацию вариабельности, а именно, включение в Программу нескольких учебных курсов: «Приобщение к истокам русской–народной культуры»; «Животный и растительный мир Липецкого края»; «Город, район, область». Содержание каждого учебного курса построено, исходя из возрастных и психофизических возможностей, имеет свои задачи обучения. Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков воспитанников, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения всех курсов.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская чудес» (далее - Программа) имеет художественную направленность, содержит систему занятий для детей 5 – 8 лет по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду.
Программа направлена на развитие эстетического воспитания, творческих способностей детей, знакомству воспитанников с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.
Актуальность. Художественно-творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество - это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Целесообразность программы заключается в том, что она служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.
Отличительная особенность. Особенностью данной программы является сочетание разнообразных видов творчества: лепки, аппликации, рисования, ручного труда. В процессе реализации программы дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и в работе с четкими геометрическими формами, с природным материалом, бумагой. В работе с пластилином и тестом у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. А работа с бумагой и природным материалом позволяет развить у ребенка приоритетно конструктивное, пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.
Цель программы – выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте, формирование художественно – творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
В старшем дошкольном возрасте дети наиболее любознательны. В этом возрасте у детей продолжают развиваться образное мышление, восприятие, воображение, устойчивость внимания, совершенствуется речь. Так же появляются большой интерес и желание заниматься ручным трудом. Поэтому детей в старшем дошкольном возрасте легче приобщить к разным видам деятельности.
Лето для ребёнка - один из самых насыщенных и ярких периодов жизни. МБДОУ д/с «Почемучка» г. Усмани имеет многолетний опыт по организации летней занятости детей. Организация учебного процесса в летний период помимо основной образовательной деятельности (занятия по этике, окружающему миру, музыке, ИЗО, физкультуре) предполагает вовлечение детей в социально-значимые мероприятия и формы различной художественно-творческой деятельности.
Занятия разного характера, связанные с художественным творчеством, способствуют дифференцированному восприятию по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей, – что является важным этапом в работе с детьми в дальнейшем.
Дополнительная общеразвивающая программа «Традиционные русские промыслы» (далее - Программа) имеет художественную направленность, содержит систему занятий для детей 5 – 7 лет по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду.
Программа направлена на развитие эстетического воспитания, творческих способностей детей, знакомству воспитанников с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.
Актуальность. Художественно-творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество - это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Целесообразность программы заключается в том, что она служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.
Отличительная особенность. Особенностью данной программы является сочетание разнообразных видов творчества: лепки, аппликации, рисования, ручного труда. В процессе реализации программы дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и в работе с четкими геометрическими формами, с природным материалом, бумагой. В работе с пластилином и тестом у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. А работа с бумагой и природным материалом позволяет развить у ребенка приоритетно конструктивное, пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.
Цель программы – выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте, формирование художественно – творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, на формирование разносторонней творческой личности ребёнка, что способствует повышению общей культуры ребенка и имеет художественно- эстетическую направленность. Танец - незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы. Образовательный процесс строится на развитии творческого потенциала личности ребёнка и создаёт условия для развития творческих способностей детей с учётом их возможностей и мотивации; направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству, знакомит учащихся с основами танцевального искусства, развивает творческую одаренность учащихся, оказывает помощь ребятам в поиске путей самовыражения средствами хореографии, способствует социализации детей.